Искусство давать обратную связь

Есть некая тенденция — быть хорошим, легким, непринужденным, не нервничать. Keep calm and carry on! То есть — фактически, делать вид, что все хорошо, все идет по плану, и все очень даже ОК — несмотря ни на что.

TheeBlog-KeepCalmCarryOn
Картинка из интернета (кликнете на нее, чтобы перейти на источник).

В какой-то степени это, конечно, крутой навык — следовать потоку жизни и радоваться любым непредсказуемым поворотам «реки», находя творческие решения. И правда — есть ситуации, на которые мы не можем влиять. Мы можем с ними только встретиться. Чем гибче мы и готовы расстаться со своей привычной идентичностью или статус-кво, открывая вместе с тем новые грани в себе, тем менее болезненно происходят изменения, и мы — больше в гармонии с собой и миром.

Но, как говорит Арнольд Минделл, последователь юнгианской психологии и основатель научной парадигмы процессуальной работы: «Гармония — это замечательное состояние, но оно не такое сильное, как осознание». Тем более, что никакое состояние, как и гармония или просветление — не постоянны. Пока мы живы — мы постоянно в развитии, и на смену одному состоянию приходит другое. Более того, без дисгармонии сложно и практически невозможно познать гармонию; эти полярности — часть единого и нужны друг другу.

Бывают ситуации, особенно в отношениях в семье или же на работе, когда нутром чувствуешь, что-то идет не так, что-то не нравится или же не устраивает, но начинаешь находить тысячу объяснений, почему не стоит даже поднимать этот вопрос: я могу ошибаться, в таком случае я подорву доверие; я продолжаю быть легким и непринужденным, «keeping calm»; если я скажу, что думаю, мы не сможем вместе работать или же мы расстанемся; и потом: у другой стороны может быть сложная ситуация, она/он на самом деле — добрый, порядочный, ответственный и так далее, только день сегодня совсем неудачный.

Правда, бывает разный контекст, и важно выбрать правильное для этого время. Но в целом, предпочитая умалчивать свои субъективные и тем самым, вероятно, ошибочные предположения и делать вид, что все отлично, мы закладываем «бомбу» или же начинам растить «монстра» в себе. Он будет ждать, ждать, ждать до последнего — пока терпение не окончится или же наконец-то догадки не проявятся на видимом уровне. В тот момент, когда монстр получит объективное (читай, очевидное для обоих сторон) право выйти наружу, вероятность большой ссоры, разрыва отношений, подавленного состояния или само-бичевания за такое неожиданное и резкое поведение со своей стороны, будет, к сожалению, высока.

Таким образом, не давая обратную связь вовремя — парадоксально, но мы закладываем еще бОльший конфликт и полностью дезориентируем другую сторону, которая может подумать, что «все же отлично!».

Недавно был случай с заселением в отеле в одной из стран бывшего СНГ. Так сложилось, что один из администраторов отеля по телефону договорился об оплате по безналу, и что при заселении будет выписан счет, который можно будет оплатить пост-фактум. Прийдя на рецепцию, обнаружилось, что оплачивать можно только наличными. После долгих выяснений нашлось какое-то решение и нас попросили посидеть в баре немного подождать. Сидели мы полтора часа. Несколько раз я порывалась пойти и пояснить свою ситуацию, спросить, можно ли заселиться, оставив залог, или же бросить вещи и пойти в супермаркет. На тот момент, после семинара у меня была порядочная усталость, хотелось купить что-то перекусить, пройтись немного по воздуху и лечь спать, так как на следующий день  — рано вылет. Но, я сдерживала себя, поскольку не я договаривалась, и я понимала, что это не совсем моя территория.

Мы покорно ждали, хотя между собой мы едва себя сдерживали от негодования, я переключилась на книгу, время от времени задыхаясь от сигаретного дыма. Без нашей обратной связи девушки на рецепции спокойно закончили свой процесс и заселение состоялось. Все было позади, и я попросила приготовить завтрак на 5 утра. Мне сказали: все сделают, чтобы я не переживала. На следующий день в 5 часов утра внизу все было темно, и, казалось, завтрак никто не собирался готовить. Когда я спросила, где же завтрак, мне сказали: «надо подождать 20-25 минут». Тут я поняла, что на мне же и сказался недостаток обратной связи вчера. Поскольку я была уже одна, я сказала, что очень жаль, мы вчера ждали полтора часа, в то время, как были жутко уставшими, и, к тому же, это нарушило все мои планы, сегодня же через 10 минут мне ехать в аэропорт, мне не подходит, и завтрак мне уже не нужен, поскольку доехать домой куда важнее. Так, через 5 минут омлет был готов, я быстро перекусила и вовремя уехала.

В который раз я вновь убедилась в том, насколько же важно давать четкую обратную связь вовремя — пока свою мысль или чувство можно передать дружелюбно, без особых эмоций. Иначе, не сделав это, могут быть последствия — еще более непредсказуемые. И так не только с отелем, но и с коллегами, друзьями, родными.

Уметь давать обратную связь, осознавая себя и понимая другую сторону, — это непросто и требует определенных навыков. Но это стоит того, потому что может сохранить душевное состояние, отношения и, возможно, общий проект. Все начинается с того, чтобы прислушиваться и не игнорировать свое внутреннее состояние, а потом попытаться словить и максимально точно (я бы даже сказала филигранно) дать обратную связь, после чего — услышать ответ. Конечно, можно тысячу раз ошибиться, но даже в таком случае, сделав это искренне и ради отношений, они могут еще больше укрепиться.

P.S. до этого момента не знала, что фраза Keep Calm and Carry On! была частью информационной кампании британского правительства и распространялась в 1939 году в преддверии второй мировой войны. Заставляет задуматься: конечно, тогда уже вряд ли можно было остановить войну и главное было — не поддаться панике. Но, все-таки, в единичных случаях, думаю, не стоит сдерживать свои эмоции, а давать им выход в момент их появления. Дабы избежать войны… Люблю эту фразу Арнольда Минделла «Начните конфликт, чтобы остановить войну».

Автор: yuliya filippovska

Фасилитатор, организатор, директор Института Глубинной Демократии в Украине.

Добавить комментарий

